This page has been robot translated, sorry for typos if any. Original content here.

What is neuropathic pain?

Нейропатическая боль

Neuropathic pain is a type of pain that, unlike ordinary pain, does not arise as a result of a reaction to physical damage, but as a result of the pathological excitation of neurons in the peripheral or central nervous system, which are responsible for the response to physical damage to the body (ordinary pain).

Neuropathic pain may be associated with abnormal sensations (dysesthesia) or pain caused by stimuli that normally do not cause pain (allodynia). It may be permanent and / or episodic. The latter can be piercing or similar to electric shocks. Common qualities include burning or cold, goose bumps and needles, numbness and itching. The cause of neuropathic pain can be pathological processes in the peripheral and central nervous system. Thus, peripheral neuropathy, neuropathic pain of central and mixed genesis is distinguished. Neuropathic pain affects 7–8% of the European population, and in 5% of people it can be severe.

Clinical manifestations

wiki Neuropathic pains, as a rule, have a chronic course.

For the subjective characterization of NB, patients use definitions such as stinging, piercing, shooting, cutting. These pains are characterized by a complex of specific sensory disorders, which can be divided into two groups. On the one hand, these are positive spontaneous (spontaneous pain, dysesthesia, paresthesia) and caused (allodynia, hyperalgesia, hyperesthesia, hyperpathy) symptoms, on the other - negative (hypesthesia, hypalgesia) symptoms of loss of function of damaged structures. NB is characterized by a combination of positive and negative symptoms, varying in the same patient during the course of the disease.

Very characteristic of the neuropathic type of pain is the phenomenon of allodynia - the appearance of pain in response to a stimulus that does not cause it in healthy people. In such cases, patients experience severe pain at the slightest touch, sometimes even when the wind blows.

There are temperature and mechanical allodynia. Mechanical is divided into static, which appears when pressure is applied to a fixed point of the skin, and dynamic that occurs when moving stimuli (irritation of the skin with a brush or finger).

During hyperalgesia, the sensitivity to the pain stimulus is significantly higher than expected in normal conditions. In hyperpathy, the subjective response to both painful and non-painful stimuli is excessive and often persists for a long time after the cessation of irritation. Feelings of tickling, painless tingling, and other similar sensations belong to paresthesias; if these sensations hurt, they are called dysesthesies. A typical example of NB is the phenomenon of neuralgia (trigeminal, postherpetic). One of the characteristic symptoms of NB is causalgia - intense persistent burning pain, often of a lancinating nature, combined with allodynia and hyperpathy and often accompanied by vascular and trophic disorders. The combination of burning pain with pronounced trophic disorders, as well as the effectiveness in some cases of sympathetic blockades served as a pretext for the participation of the sympathetic nervous system in the formation of this pain. This pain is also called sympathetic pain.

The clinical signs of NB are

  • no reason for direct irritation of nociceptors in the periphery (trauma, inflammation, ischemia);
  • persistent, prolonged pain;
  • the ineffectiveness of analgesics for the relief of pain;
  • localization of pain in the area of ​​sensory defect, corresponding to the defeat of any part of the nervous system;
  • the presence of stimulating pain-related phenomena - allodynia, hyperalgesia, hyperesthesia, hyperpathy;
  • combination with autonomic disorders in the field of pain in the form of reduced blood flow, hyper or hypohydrosis, etc .;
  • combination with motor disorders;
  • frequent deterioration of well-being at night.

Patients' complaints with pathognomonic pain descriptors include the following definitions: burning, shooting, jerking, cutting, or comparable to the sensation of passing an electric current.

NB is characterized by comorbid disorders, in particular, sleep disturbances, mood disorders in the form of symptoms of depression and anxiety. The prevalence of depressive and anxiety disorders in patients with NB is significantly higher than in the general population. In patients with a combination of chronic pain and depression, the quality of life is worse and the intensity of pain is higher. Anxiety is also a frequent comorbid state in NB. Patients with chronic pain usually experience anxiety as a result of the stress of living with pain. Pain can cause changes in anxiety, and increased anxiety can increase the perception of pain.

The reasons

wiki Neuropathic pain of central genesis is observed in spinal cord injuries, multiple sclerosis, and sometimes in strokes. In addition to diabetes, the most common causes of pain in peripheral neuropathy are herpes infection, HIV-associated neuropathy, lack of certain nutrients, the action of toxins, paraneoplastic syndrome, disorders of the immune system, trauma to the nerve trunks. Peripheral polyneuropathy is the most common symptom in Fabry disease.

Neuropathic pain is often found in cancer; it is caused by the direct effect of a tumor on peripheral nerves (for example, by compression) or as a side effect of chemotherapy, radiation therapy or surgery.

Characteristic sensations in neuropathic pain

  • Numbness
  • Burning
  • Tingling
  • Passing electric current
  • Shooting pains
  • "Crawl"

These pains are common

Нейропатическая боль

We are all familiar with the pain - whether it is a headache, toothache or muscle pain after exercise. But there is a completely different pain that is associated with damage to the nerves. That it often becomes painful, violates human life for many months or years. This pain is called neuropathic.

.. It seemed to me stupid to go to the doctor for numbness in the feet. I would like to know earlier that this is a neuropathic pain and it can be treated ..

It occurs in 6-7 out of 100 people. Neuropathic pain can make performing even the most basic actions, such as putting on socks, a shirt, walking, impossible. Often people do not understand what this pain is and how to tell the doctor about it. They cannot find words to describe it. Therefore, these patients often do not receive adequate care and necessary treatment.

How does neuropathic pain arise

In our body there are millions of nerves that interact with each other. Together they form the nervous system. Imagine a lot of electrical and telephone wires connecting your brain to different parts of the body. For example, when you step on the beach on the hot sand, the nerves located on the foot send a signal to the brain, indicating that you are stepping on something hot. As a result, you feel a burning sensation in your foot. Or, if you accidentally touched a bare electrical wire, the nerves on your hand send a quick signal to the brain that you were electrocuted.

But if nerve damage occurs, they start to work incorrectly and send the wrong signals to the brain. For example, damaged nerves can tell the brain that you have stepped on a hot one or touched an electrical wire. And this is despite the fact that you really did not step on anything and did not touch anything. Nerves can be damaged as a result of many causes, such as diabetes, herpes infection, injuries to hands and feet, abnormalities in the spine, strokes, oncological diseases, etc.

Neuropathic pain is like ...

Many people with neuropathic pain often do not describe their feelings as pain. On the contrary, they can talk about how they feel "a lot of needles, splinters", "goosebumps", tingling, numbness, they feel "the passage of electric current."

... I felt like I was walking on broken glass ...
... as if a hot needle is being inserted into my leg ...
... I have a thousand splinters under my skin ...

Very often, pain can be caused by something that in normal conditions does not cause pain: by touching clothes, sheets, blankets, etc. Sometimes the pain can be spontaneous and very severe. But the problem is that it is "invisible." Unlike trauma or arthritis, you do not see its cause, and it is difficult to understand what it is connected with.

Neuropathic pain disrupts everyday life

If neuropathic pain is treated improperly, it can lead to a significant disruption of everyday life. An ordinary walk to the store can be a torment. Even the process of dressing or wearing clothes, a touch of bed linen can be accompanied by severe burning pains.

... I can do nothing without feeling pain. I am not sleeping. No one in my family knows what suffering I go through every day ...

Many people with neuropathic pain cannot sleep well and are not able to work. They stop believing in getting rid of these pains, lose hope and become depressed. They prefer not to leave the house, communicate less with family members and friends.

The most frequent options for neuropathic pain

Neuropathic pain due to diabetic nerve damage

Nerve damage in diabetes is called diabetic polyneuropathy. Especially often it develops with a high content of glucose in the blood. Nearly half of patients with diabetic polyneuropathy have neuropathic pains, which include:

  • tingling in feet, toes
  • burning in the feet, worse at night
  • pain when wearing shoes and / or standing and walking

Neuropathic pain due to herpes infection

The pain that occurs after herpes zoster is called postherpetic neuralgia. It develops more often in older people after the disappearance of the characteristic rash. It can last 3 months or more and is characterized by:

  • burning pains in the area where there were rashes
  • pain when touching clothes, bedding
  • long course, sleep disturbance

Neuropathic pain after spinal cord injury

After a spinal cord injury, patients may experience severe pain. Often they are associated with damage to the nerves that pass through the spinal cord, and belong to the neuropathic type of pain. These are burning, stabbing, shooting pains in the arms, legs, torso, sometimes very strong.

Neuropathic pain after stroke

Approximately in 8% of patients who have had a stroke, after some time (from 1 month to 2 years), discomfort in the form of tingling, burning, pain upon contact with cold objects may appear on the affected side, “The hand is cold”. Therefore, to reduce pain, some patients wear mittens. This type of neuropathic pain is called post-stroke central pain. It is caused by damage to the nerves in the brain.

Neuropathic pain after surgery

After surgery, some patients have been suffering from pain and discomfort during burning for a long time, tingling, "chills" in the area of ​​postoperative suture. This is due to partial damage to the peripheral nerves in the surgical area. Such neuropathic pains often occur after breast surgery (mastectomy), etc.

Neuropathic back pain

Each of us, one way or another, sometimes has a backache. Most often this is due to muscle tension, changes in the joints of the vertebrae. But if there is a compression of the nerve roots emerging from the spine (for example, a herniated disc), neuropathic pain can occur: sharp shooting pains from the loins to the toes, in combination with a burning sensation, tingling and numbness in the leg. Sometimes these pains pass quickly, but in some patients it may persist for a long time and cannot be treated by usual methods of pain relief.

Neuropathic facial pain

Neuropathic pain can occur in the form of seizures. For example, some older and older people while having a conversation, eating, or touching their face have bouts of severe pain in half of the face. This is due to the compression of the trigeminal nerve, which is responsible for the sensitivity in the facial area. The cause of compression is most often a nearby blood vessel. This disease is called trigeminal neuralgia. Attacks of pain are very painful, can last for years, violate the human performance.

Take the first step to relieve the pain

There are different ways to treat neuropathic pain. But at the same time, you should actively participate in the treatment process and, along with the doctor, be responsible for its results. Already half the work will be done if you are active and start helping yourself.

What do I need to do ?

► Tell your doctor about pain and discuss the best treatment for you.

► Find out what special medicines are available for the treatment of neuropathic pain.

► Try to discuss with your doctor all aspects of the upcoming treatment: duration, effectiveness, combination of drugs, side effects, etc.

► Consider the possibility of doing a moderate exercise program for yourself.

► Try to master relaxation techniques.

► Ask family members, friends to help you with the treatment.

Treatment

The treatment uses an integrated approach - psychotherapy, physiotherapy and pharmacotherapy.

In pharmacotherapy, anticonvulsants (gabapentin (Neurontin), pregabalin (Lyricum), classical tricyclic (amitriptyline) , and newer ones - noradrenaline reuptake inhibitors and serotonin (duloxetine, venlafaxine) are primarily used.

To eliminate peripheral pain, lidocaine is recommended in the form of creams or plates (Versatis). The course of treatment depends on the clinical form and can vary from 1 to 6 months.

Thus, the treatment of neuropathic pain currently remains a challenge. The above principles and algorithms of treatment can help the doctor to carry out the most effective and safe treatment of patients with neuropathic pain syndrome. In the future, success and prospects of treatment are associated with the development of drugs that affect the specific pathophysiological mechanisms of this syndrome.

Neuropathic pain is a pain syndrome caused by damage to the somatosensory nervous system due to a variety of reasons, see Table 1.

Нейропатическая боль

The most recognized in the treatment of neuropathic pain today is pharmacotherapy. The main drugs and their characteristics are shown in Table 2.

Нейропатическая боль
Нейропатическая боль

Table 3 lists the recommendations of the European Federation of Neurological Societies (EFNS) for the treatment of certain conditions involving neuropathic pain. The experts of this federation analyzed all clinical studies on neuropathic pain registered in the Cochrane Library (database of evidence-based clinical studies) since 1966. As a result, studies with a high level of evidence were selected, and on their basis, European recommendations for pharmacotherapy were built.

Нейропатическая боль

To date, it is not known whether the ineffectiveness of one drug is a predictor of the ineffectiveness of another or of all subsequent drug therapy. In the event that the first prescribed drug was ineffective or poorly tolerated by the patient, one should switch to alternative monotherapy with the first-line drug (Fig. 1). If all the first-line drugs were ineffective or poorly tolerated, then it is recommended to start monotherapy with tramadol or its combination with paracetamol or an opioid analgesic. Unfortunately, this is not always possible, since the prescription of opioid drugs is limited by the special requirements for the discharge of these drugs.

Нейропатическая боль

Analysis of pain syndrome from the point of view of its pathophysiological mechanisms (nociceptive, neuropathic, mixed) turned out to be very important primarily from the point of view of treatment. If the doctor assesses pain as nociceptive, then simple analgesics and NSAIDs will be the best means to treat it. If the pain is neuropathic or if there is a neuropathic component, then the drugs of choice are anticonvulsants (pregabalin), antidepressants, opioid analgesics and lidocaine, the features of which were discussed above (Fig. 2).

Нейропатическая боль

In the case of mixed pain syndromes, combination therapy with the choice of agents is possible depending on the representation of the nociceptive and neuropathic components (Fig. 3).

Нейропатическая боль

Via adanilov.ru & rmj.ru & wiki

Что такое нейропатическая боль?

Нейропатическая боль

Нейропатическая боль — это вид боли, который, в отличие от обычной боли, возникает не вследствие реакции на физическое повреждение, а в результате патологического возбуждения нейронов в периферической или центральной нервной системе, отвечающих за реакцию на физическое повреждение организма (обычную боль).

Нейропатическая боль может быть ассоциирована с аномальными ощущениями (дизестезия) или болью, вызываемой стимулами, которые в норме не вызывают боли (аллодиния). Она может быть постоянной и / или эпизодической. Последняя бывает пронзающей или похожей на удары электрическим током. Общие качества включают жжение или холод, ощущения мурашек и иголок, онемение и зуд. Причиной нейропатической боли могут быть патологические процессы в периферической и центральной нервной системе. Таким образом, различают периферическую нейропатию, нейропатическую боль центрального и смешанного генеза. Нейропатическая боль поражает 7–8% населения Европы, а у 5% людей она может быть тяжелой.

Клинические проявления

wiki Нейропатические боли, как правило, имеют хроническое течение.

Для субъективной характеристики НБ больные используют такие определения, как жгучая, колющая, стреляющая, режущая. Для этих болей характерен комплекс специфических сенсорных расстройств, которые можно разделить на две группы. С одной стороны, это позитивные спонтанные (спонтанная боль, дизестезии, парестезии) и вызванные (аллодиния, гипералгезия, гиперестезия, гиперпатия) симптомы, с другой – негативные (гипестезия, гипалгезия) симптомы выпадения функции поврежденных структур. Для НБ характерна комбинация позитивных и негативных симптомов, меняющаяся у одного и того же больного в течение заболевания.

Очень характерным для нейропатического вида боли является феномен аллодинии – появление боли в ответ на стимул, который у здоровых людей ее не вызывает. В таких случаях больные испытывают сильные боли при малейшем прикосновении, иногда даже при дуновении ветра.

Различают температурную и механическую аллодинию. Механическая подразделяется на статическую, которая появляется при давлении на фиксированную точку кожного покрова, и динамическую, возникающую при движущихся стимулах (раздражение кожи кисточкой или пальцем).

При гипералгезии чувствительность к болевому стимулу оказывается значительно выше, чем ожидается в норме. При гиперпатии субъективный ответ как на болевой, так и на неболевой стимулы является чрезмерным и часто сохраняется в течение долгого времени после прекращения раздражения. Чувства щекотания, безболезненного покалывания и другие подобные ощущения относятся к парестезиям; если эти ощущения причиняют боль, их называют дизестезиями. Типичный пример НБ – феномен невралгии (тригеминальная, постгерпетическая). Одним из характерных симптомов НБ является каузалгия – интенсивная упорная жгучая боль, нередко носящая ланцинирующий характер, сочетающаяся с аллодинией и гиперпатией и часто сопровождающаяся сосудистыми и трофическими нарушениями. Сочетание жгучей боли с выраженными трофическими расстройствами, а также эффективность в части случаев симпатических блокад послужили поводом для предположения об участии в формировании этой боли симпатической нервной системы. Такую боль называют также симпатически поддерживаемой болью.

Клиническими признаками НБ являются

  • отсутствие причины для прямого раздражения ноцицепторов на периферии (травмы, воспаления, ишемии);
  • персистирующий, длительный характер боли;
  • неэффективность анальгетиков для купирования боли;
  • локализация боли в зоне сенсорного дефекта, соответствующего поражению какого-либо отдела нервной системы;
  • наличие стимулозависимых болевых феноменов – аллодинии, гипералгезии, гиперестезии, гиперпатии;
  • сочетание с вегетативными расстройствами в области боли в виде снижения кровотока, гипер- или гипогидроза и т.д.;
  • сочетание с моторными расстройствами;
  • частое ухудшение самочувствия по ночам.

В жалобах пациентов патогномоничными дескрипторами боли считаются следующие определения: жгучая, стреляющая, дергающая, режущая или сравнимая с ощущением прохождения электрического тока.

Для НБ характерны коморбидные расстройства, в частности, нарушения сна, расстройства настроения в виде симптомов депрессии и тревоги. Распространенность депрессивных и тревожных расстройств у пациентов с НБ значительно выше, чем в общей популяции. У больных с сочетанием хронической боли и депрессии качество жизни хуже, а интенсивность боли выше. Тревога также является частым коморбидным состоянием при НБ. Пациенты с хронической болью обычно испытывают тревогу как результат стресса от жизни с болью. Боль может вызывать изменения уровня тревоги, а повышенная тревога способна усилить восприятие боли.

Причины

wiki Нейропатическая боль центрального генеза наблюдается при повреждениях спинного мозга, рассеянном склерозе, иногда при инсультах. Кроме диабета, самыми частыми причинами болей при периферической нейропатии являются герпесвирусная инфекция, ВИЧ-ассоциированная нейропатия, недостаток некоторых питательных веществ, действие токсинов, паранеопластический синдром, расстройства иммунной системы, травмы нервных стволов. Периферическая полинейропатия - самый частый симптом при болезни Фабри.

Нейропатическая боль часто встречается при онкологических заболеваниях; она вызывается прямым воздействием опухоли на периферические нервы (например, путём сдавления) или как побочный эффект химиотерапии, лучевой терапии или хирургического вмешательства.

Характерные ощущения при нейропатической боли

  • Онемение
  • Жжение
  • Покалывание
  • Прохождение электрического тока
  • Стреляющие боли
  • «Ползание мурашек»

Эти боли встречаются часто

Нейропатическая боль

Мы все знакомы с болью – будь то головная, зубная боль или боль в мышцах после физической нагрузки. Но есть совсем другая боль, которая связана с поражением нервов. Именно она зачастую становится мучительной, нарушает жизнь человека на протяжении многих месяцев или лет. Эту боль принято называть нейропатической.

.. Мне казалось глупым идти на прием к врачу по поводу онемения в стопах. Хотелось бы знать раньше, что это оказывается нейропатическая боль и ее можно лечить..

Она встречается у 6-7 из 100 человек. Нейропатическая боль может сделать выполнение даже самых элементарных действий, таких как, одеть носки, сорочку, прогуляться, невозможным. Зачастую люди не понимают, что это за боль и как рассказать о ней врачу. Они не могут найти слова для ее описания. Поэтому нередко эти пациенты не получают должной помощи и нужного лечения.

Как возникает нейропатическая боль

У нас в организме существуют миллионы нервов, взаимодействующих друг с другом. Все вместе они образуют нервную систему. Представьте себе множество электрических и телефонных проводов соединяющих Ваш мозг с различными участками тела. Например, когда вы ступаете на пляже на горячий песок, нервы, расположенные на стопе, посылают сигнал в мозг, сообщающий о том, что Вы наступаете на что-то горячее. В результате, Вы чувствуете в стопе жжение. Или, если Вы случайно дотронулись до оголенного электрического провода, то нервы на руке отправляют в мозг быстрый сигнал о том, что Вас ударило током.

Но если происходит повреждение нервов, они начинают работать неправильно и посылают неверные сигналы в мозг. Так, например, поврежденные нервы могут сообщать мозгу о том, что Вы наступили на горячее или дотронулись до электрического провода. И это при том, что на самом деле Вы ни на что не наступали и ничего не трогали. Нервы могут оказаться поврежденными в результате многих причин, таких как, сахарный диабет, герпесная инфекция, травмы рук и ног, нарушения в позвоночнике, инсульты, онкологические заболевания и др.

Нейропатическая боль это как…

Многие люди, имеющие нейропатическую боль, часто не описывают свои ощущения как боль. Напротив, они могут рассказывать о том, что ощущают «множество иголок, заноз», «мурашки», покалывание, онемение, чувствуют «прохождение электрического тока».

... Я чувствовал, что иду как по битому стеклу ...
... Как будто мне вводят в ногу горячую иглу ...
... У меня под кожей тысяча заноз ...

Очень часто боль может быть вызвана чем-то, что в обычных условиях не вызывает боли: прикосновением одеждой, простыней, одеялом и т.д. Иногда боль может быть спонтанной и очень сильной. Но проблема в том, что она «невидима». В отличие от травмы или артрита Вы не видите ее причину, и трудно понять - с чем она связана.

Нейропатическая боль нарушает повседневную жизнь

Если нейропатическая боль лечится неправильно, это может привести к существенному нарушению повседневной жизни. Обычная прогулка в магазин может стать мучением. Даже процесс одевания или ношения одежды, прикосновение постельного белья может сопровождаться выраженными жгучими болями.

... Я ничего не могу делать, не испытывая боль. Я не сплю. Никто в моей семье не знает через какие страдания я прохожу каждый день ...

Многие люди, страдающие нейропатической болью, не могут хорошо спать и не способны работать. Они перестают верить в избавление от этих болей, теряют надежду и становятся депрессивными. Они предпочитают не выходить из дома, меньше общаются с членами семьи и друзьями.

Наиболее частые варианты нейропатической боли

Нейропатическая боль, обусловленная диабетическим поражением нервов

Поражение нервов при диабете называют диабетической полиневропатией. Особенно часто она развивается при высоком содержании глюкозы в крови. Почти у половины больных с диабетической полиневропатией бывают нейропатические боли, которые включают:

  • покалывание в стопах, пальцах стоп
  • жжение в стопах, усиливающееся ночью
  • боль при ношении обуви и/или стоянии и ходьбе

Нейропатическая боль, обусловленная герпесной инфекцией

Боль, возникающая после опоясывающего герпеса, называется постгерпетической невралгией. Она развивается чаще у пожилых лиц после исчезновения характерной сыпи. Может длиться 3 и более месяцев и характеризуется:

  • жгучими болями в зоне, где были высыпания
  • болями при прикосновении одежды, постельного белья
  • длительным течением, нарушением сна

Нейропатическая боль после травмы спинного мозга

После травмы спинного мозга пациентов могут беспокоить сильные боли. Часто они связаны с повреждением нервов, проходящих в спинном мозге, и относятся к нейропатическому типу боли. Это жгучие, колющие, стреляющие болевые ощущения в руках, ногах, туловище, иногда очень сильные.

Нейропатическая боль после инсульта

Примерно у 8% больных, перенесших мозговой инсульт, через некоторое время (от 1 месяца до 2 лет) на больной стороне, или в руке и/или ноге, могут появиться неприятные ощущения в виде покалывания, жжения, боли при контакте с холодными предметами, «рука мерзнет». Поэтому, чтобы уменьшить боль некоторые пациенты носят варежку. Этот тип нейропатической боли называется постинсультная центральная боль. Ее причиной является поражение нервов в области головного мозга.

Нейропатическая боль после хирургических операций

После хирургических операций некоторых больных длительное время беспокоят боли и неприятные ощущения жжения, покалывания, «мурашек» в зоне постоперационного шва. Это связано с частичным повреждением периферических нервов в области хирургического вмешательства. Такие нейропатические боли нередко возникают после операций по удалению молочной железы (мастэктомии) и др.

Нейропатическая боль в спине

У каждого из нас, так или иначе, иногда болит спина. Чаще это связано с напряжением мышц, изменениями в суставах позвонков. Но если происходит сдавление выходящих из позвоночника нервных корешков (например, грыжей межпозвоночного диска), то может возникнуть нейропатическая боль: острые простреливающие боли от поясницы до пальцев стопы, в сочетании с ощущением жжения , покалывания и онемения в ноге. Иногда эти боли быстро проходят, но у некоторых больных могут сохраняться длительное время и не поддаются обычным методам обезболивания.

Нейропатическая боль в лице

Нейропатическая боль может возникать в виде приступов. Например, у некоторых людей старшего и пожилого возраста во время разговора, принятия пищи или при прикосновении к лицу возникают приступы сильнейших болей в половине лица. Это связано со сдавлением тройничного нерва, который отвечает за чувствительность в области лица. Причиной сдавления чаще всего является расположенный рядом кровеносный сосуд. Это заболевание называют невралгией тройничного нерва. Приступы боли очень мучительны, могут продолжаться годами, нарушают работоспособность человека.

Сделайте первый шаг к избавлению от боли

Существуют разные способы лечения нейропатической боли. Но при этом Вы должны активно участвовать в процессе лечения и быть наряду с врачом ответственным за его результаты. Уже половина дела будет сделана, если Вы будете активны и начнете помогать себе.

Что для этого нужно сделать ?

► Расскажите своему врачу о боли и обсудите - какое лечение для Вас будет наилучшим.

► Узнайте, какие есть специальные лекарства для лечения именно нейропатической боли.

► Постарайтесь обговорить с врачом все аспекты предстоящего лечения: длительность, эффективность, сочетание препаратов, побочные явления и т.д.

► Продумайте для себя возможность выполнения программы умеренных физических упражнений.

► Постарайтесь овладеть методиками релаксации.

► Попросите членов семьи, друзей помогать Вам в процессе лечения.

Лечение

В лечении используется комплексный подход – психотерапия, физиотерапия и фармакотерапия.

В фармакотерапии в первую очередь применяются антиконвульсанты (габапентин (Нейронтин), прегабалин (Лирика), классические трициклические (амитриптилин), так и более новые - ингибиторы обратного захвата норадреналина и серотонина (дулоксетин, венлафаксин).

Для устранения периферических болей рекомендуют лидокаин в виде кремов или пластин (Версатис). Курс лечения зависит от клинической формы и может варьировать от 1 до 6 месяцев.

Таким образом, лечение нейропатической боли в настоящее время остается сложной задачей. Пред­став­ленные выше принципы и алгоритмы лечения могут помочь врачу проводить наиболее эффективное и безопасное лечение пациентов с нейропатическим болевым синдромом. В будущем успех и перспективы лечения связывают с разработкой препаратов, воздействующих на конкретные патофизиологические механизмы данного синдрома.

Нейропатическая боль – это болевой синдром, обусловленный поражением соматосенсорной нервной системы вследствие самых разных причин, смотри Таблицу 1.

Нейропатическая боль

Наиболее признанной в лечении нейропатической боли на сегодняшний день является фармакотерапия. Основные препараты и их характеристики приведены в Таблице 2.

Нейропатическая боль
Нейропатическая боль

В Таблице 3 приведены рекомендации Европейской федерации неврологических обществ (EFNS) по терапии некоторых состояний, сопровождающихся нейропатической болью. Эксперты этой федерации провели анализ всех клинических исследований по нейропатической боли, зарегистрированных в Кокрановской библиотеке (база данных доказательных клинических исследований), начиная с 1966 года. В результате были отобраны исследования с высоким уровнем доказательности, и на их основании построены европейские рекомендации по фармакотерапии.

Нейропатическая боль

На сегодняшний день неизвестно, является ли неэффективность одного препарата предиктором неэффективности другого или всей последующей медикаментозной терапии. В том случае, если первый назначенный препарат оказался малоэффективным или плохо переносился пациентом, следует переключаться на альтернативную монотерапию препаратом первого ряда (рис. 1). Если все препараты первого ряда оказались неэффективными или плохо переносимыми, то рекомендуется начать монотерапию трамадолом или его комбинацией с парацетамолом либо опиоидным анальгетиком. К сожалению, это не всегда возможно, так как назначение опиоидных препаратов ограничено специальными требованиями, предъявляемыми к выписке этих препаратов.

Нейропатическая боль

Анализ болевого синдрома с точки зрения его патофизиологических механизмов (ноцицептивная, нейропатическая, смешанная) оказался очень важным прежде всего с точки зрения лечения. Если врач оценивает боль как ноцицептивную, то наилучшими средствами для ее лечения будут простые анальгетики и НПВП. Если боль является нейропатической или имеется нейропатический компонент, то препаратами выбора являются антиконвульсанты (прегабалин), антидепрессанты, опиоидные анальгетики и лидокаин, особенности которых обсуждались выше (рис. 2).

Нейропатическая боль

В случае смешанных болевых синдромов, возможна комбинированная терапия с выбором средств в зависимости от представленности ноцицептивного и нейропатического компонентов (рис. 3).

Нейропатическая боль

Via adanilov.ru & rmj.ru & wiki