This page has been robot translated, sorry for typos if any. Original content here.

§ 14 The principle of operation of the electronic meter A100


Design and operation of basic elements

Electronic counter module

The high measurement accuracy of the active energy is achieved by using a special measuring IC, including delta-sigma converters (ADC) for current and voltage input signals, with a highly stable reference voltage and a crystal oscillator, as well as a digital signal processor (DSP). The output signals of the two “delta-sigma” converters are fed to a digital signal processor (DSP), where they are processed and multiplied. As a result, at the output of the digital signal processor (DSP) pulses are formed with a frequency in proportion to the power consumed. Also, the digital signal processor controls the process of isolating and filtering the possible constant component of the current and voltage signals. The counting of pulses produced by the digital signal processor is performed by the microcontroller, followed by an increase in the register of the active tariff and the storage (recording) of data in the non-volatile EEPROM memory. The microcontroller is an important link between the microprocessor and the peripheral devices of the circuit, controlling the operation of the liquid crystal display (LCD), the LED indicator, the IrDA port, and the pulse output.

Calibration Constants Used for Calculations Required loaded into the meter at the factory and stored in non-volatile EEPROM memory along with configuration.

In the current circuit of the meter, a low-resistance shunt with resistance not more than 0.6 mΩ. Voltage before entering the delta-sigma input transducer passes through a series of highly linear resistive voltage dividers.

All main electronic elements of the counter are located on one PCB with planar-surface and end-to-end installation. On The circuit board has the following components:

  • measuring IC (measuring chip)

  • microcontroller

  • EEPROM memory

  • resistive voltage dividers

  • Delta-Sigma Current and Voltage Converters (ADC)

  • Power Supply

  • IrDA port

  • liquid crystal display (LCD)

  • crystal oscillator (megahertz range)

  • LED indicator

Counter block diagram

Fig. 1. Structural diagram of the counter type A100

Power Supply

In all versions of the A100 meters, a power source is installed, designed for a wide range of input voltage supply networks - from 184 to 276 V. For reliable protection against overloads and fast transient bursts input power supply circuits have non-linear suppression device, a series of protective current resistors and voltage, as well as the high pass filter.

Voltage measurement sensors

To obtain a highly linear voltage signal and minimize the phase shift in a wide dynamic range, resistive voltage dividers are used. Highly stable SMT resistors with a minimum temperature coefficient are used as dividers.
The voltage is applied directly to the main board, where, using resistive dividers, they are brought to the required level of input signals for the “delta-sigma” converter of the measuring IC (ADC).
The measuring IC in the circuit provides an accurate measurement of voltage and current for use in calculating the required values.

Signal conversion and calculation

Measuring IC contains delta-sigma converters (ADC) which convert voltage and current input signals to digital code and digital signal processor (DSP) corresponding to multiply the results of the ADC. Further measuring IC converts energy into pulses for a microcontroller counter, which processes input pulses and transfers data to memory the counter, and also if necessary provides data transmission on LCD and peripheral devices of the circuit (relay, ports). Also The measurement IC contains a power interruption detection circuit. sending the corresponding signal to the microcontroller. Permanent calibrations stored in EEPROM memory are loaded into the counter at the factory and become part of the relevant operations calculating the necessary quantities.

Microcontroller

  • The microcontroller performs various functions, such as:

  • receiving control signals tariff input

  • communication between DSP and EEPROM memory

  • data transmission via IrDA port

  • LED and pulse LED control output (S0)

  • liquid crystal display (LCD) operation control

Microcontroller and measuring IC constantly communicate among themselves for continuous processing of input signals of currents and stresses. When a power meter is detected, the microcontroller initiates shutdown and saves the calculated and other data.

EEPROM memory

A100 counters use non-volatile EEPROM memory for long-term storage configuration, factory permanent (constants), settlement (commercial) and other data. At power recovery (supply) all data is read from memory the microcontroller and the meter returns to working condition before power outages.
In the absence of power, memory can maintain safety. data at least 10 years.

Liquid Crystal Indicator (LCD )

The liquid crystal indicator (LCD) is used for display of measured (calculated) data and status information.
The displayed LCD segments have high contrast and easily distinguishable from different angles. LCDs can be divided into several information zones. (fields), each of which displays specific information, as shown in Figure 1-5.

Auxiliary (service) functions

Additional functions

Additional (service) functions can be used for obtaining reference information on the reliability of work and accounting active electric energy meter A100. This data may be read on the PC via the IrDA port counter.
Below are given data giving information on reliable electricity metering.

Energy flow in the opposite direction

The number of cases of reverse energy
Counter A100 detects and stores the total number in memory cases of energy flow in the opposite direction. Counter detects flow in the opposite direction only in case exceeding the set energy threshold (5Wh). Threshold value installed at the factory.

Total active energy released

Counter A100 detects and writes to memory the total
the value of the active energy released.

Backflow indicator

The indicator of the reverse flow of energy is displayed on the LCD in the case of detection of current flow in the opposite direction (issue).
The indicator of the reverse flow of energy will remain on the LCD until the moment when the meter is turned off, even if the current is again flow forward (consumption).

Counter hours

The counter makes counting and registration in memory of each full hours of work (excluding time of power failure) and stores work duration over a period of 27 years.

Number of power outages

The counter makes counting and registration in memory of quantity power outages.

Idle current time

The time counter counts and registers each complete hours of the counter in the absence of current. This mode allows you to detect the wrong pattern of consumer load.

Control functions

Internal fault counter

This device records the number of CPU restarts due to emergency work (failure of the microprocessor to work properly).

§ 14 Принцип действия электронного счетчика А100


Устройство и работа основных элементов

Электронный модуль счетчика

Высокая точность измерений активной энергии достигнута использованием специальной измерительной ИС, включающей в себя «дельта-сигма» преобразователи (АЦП) для входных сигналов тока и напряжения, с высокостабильным опорным напряжением и кварцевым генератором, а также цифровой сигнальный процессор (DSP). Выходные сигналы двух «дельта-сигма» преобразователей поступают в цифровой сигнальный процессор (DSP), где обрабатываются и перемножаются. В результате на выходе цифрового сигнального процессора (DSP) формируются импульсы с частотой пропорционально потребленной мощности. Также цифровой сигнальный процессор управляет процессом выделения и фильтрации возможной постоянной составляющей сигналов тока и напряжения. Подсчет импульсов выдаваемых цифровым сигнальным процессором производит микроконтроллер с последующим увеличением регистра активного тарифа и сохранением (записи) данных в энергонезависимой памяти EEPROM. Микроконтроллер является важным звеном между микропроцессором и периферийными устройствами схемы, управляя работой жидкокристаллического дисплея (ЖКИ), светодиодного индикатора LED, IrDA порта и импульсного выхода.

Используемые для необходимых вычислений постоянные калибровки загружаются в счетчик на заводе и сохраняются в энергонезависимой памяти EEPROM вместе с конфигурацией.

В токовой цепи счетчика используется низкоомный шунт с сопротивлением не более 0,6 мОм. Напряжение перед поступлением на вход «дельта-сигма» преобразователя проходит через ряд высоколинейных резистивных делителей напряжения.

Все основные электронные элементы счетчика расположены на одной печатной плате с планарно-поверхностным и сквозным монтажом. На печатной плате установлены следующие компоненты:

  • измерительная ИС (измерительный чип)

  • микроконтроллер

  • память EEPROM

  • резистивные делители напряжения

  • «дельта-сигма» преобразователи тока и напряжения (АЦП)

  • блок питания

  • IrDA порт

  • жидкокристаллический индикатор (ЖКИ)

  • кварцевый генератор (мегагерцого диапазона)

  • светодиодный индикатор LED

Блок-схема счетчика

Рис. 1. Структурная схема счетчика типа А100

Блок питания

Во всех модификациях счетчиков А100 установлен источник питания, рассчитанный на широкий диапазон входных напряжений питающей сети - от 184 до 276 В. Для надежной защиты от перегрузок и быстрых переходных всплесков входные цепи источника питания имеют нелинейное устройство подавления, ряд защитных резисторов по току и напряжению, а также фильтр ВЧ.

Измерительные датчики напряжения

Для получения высоколинейного сигнала напряжения и сведения к минимуму фазового сдвига в широком динамическом диапазоне используются резистивные делители напряжения. В качестве делителей используются высокостабильные SMT резисторы с минимальным температурным коэффициентом.
Напряжение подается непосредственно на основную плату, где при помощи резистивных делителей приводятся к необходимому уровню входных сигналов для «дельта-сигма» преобразователя измерительной ИС (АЦП).
Измерительная ИС в составе схемы обеспечивает точное измерение напряжения и тока для использования в расчетах необходимых величин.

Преобразование и вычисление сигналов

Измерительная ИС содержит «дельта-сигма» преобразователи (АЦП) которые преобразуют входные сигналы напряжения и тока в цифровой код и цифровой сигнальный процессор (DSP), соответствующим образом перемножающий результаты АЦП. Далее измерительная ИС преобразует энергию в импульсы для микроконтроллера счетчика, который обрабатывает входные импульсы и передает данные в память счетчика, а также при необходимости обеспечивает передачу данных на ЖКИ и переферийные устройства схемы (реле, порты). Также измерительная ИС содержит схему обнаружения перерывов питания, посылающую соответствующий сигнал на микроконтроллер. Постоянные калибровки, хранящиеся в памяти EEPROM, загружаются в счетчик на заводе и становятся частью соответствующих операций вычисления нужных величин.

Микроконтроллер

  • Микроконтроллер выполняет различные функции, такие как:

  • прием управляющих сигналов тарифного входа

  • связь между DSP и памятью EEPROM

  • передачу данных через IrDA порт

  • управление светодиодным индикатором LED и импульсным выходом (S0)

  • управление работой жидкокристаллического индикатора (ЖКИ)

Микроконтроллер и измерительная ИС постоянно поддерживают связь между собой для непрерывной обработки входных сигналов токов и напряжений. Когда обнаруживается отключение питания счетчика, микроконтроллер инициирует отключение и сохраняет расчетные и другие данные.

Память EEPROM

 счетчиках А100 используется энергонезависимая память EEPROM для длительного хранения конфигурации, заводских постоянных (констант), расчетных (коммерческих) и других данных. При восстановлении (подаче) питания все данные считываются из памяти микроконтроллером и счетчик возвращается в рабочее состояние до отключения питания.
При отсутствии питания память может поддерживать сохранность данных не менее 10 лет.

Жидкокристаллический индикатор (ЖКИ)

Жидкокристаллический индикатор (ЖКИ) используется для отображения измеренных (вычисленных) данных и статусной информации.
Отображаемые сегменты ЖКИ обладают высокой контрастностью и легко различимы под разными углами зрения. ЖКИ можно условно разделить на несколько информационных зон (полей), каждая из которых отображает определенную информацию, как показано на рис.1-5.

Вспомогательные (сервисные) функции

Дополнительные функции

Дополнительные (сервисные) функции могут использоваться для получения справочной информации о достоверности работы и учета активной электрической энергии счетчиком А100. Эти данные могут быть считаны на РС через IrDA порт счетчика.
Ниже рассмотрены данные дающие информацию по достоверному учету электрической энергии.

Поток энергии в обратном направлении

Количество случаев реверса энергии
Счетчик А100 обнаруживает и записывает в память общее число случаев потока энергии в обратном направлении. Счетчик обнаруживает поток в обратном направлении только в случае превышения установленного порога энергии (5Втч). Значение порога устанавливается на заводе.

Суммарная активная выданная энергия

Счетчик А100 обнаруживает и записывает в память суммарное
значение активной выданной энергии.

Индикатор обратного потока энергии

Индикатор обратного потока энергии отображается на ЖКИ в случае обнаружения протекания тока в обратном направлении (выдача).
Индикатор обратного потока энергии будет оставаться на ЖКИ до момента отключения питания счетчика даже, если ток вновь будет протекать прямом направлении (потребление).

Время работы счетчика

Счетчик производит отсчет и регистрацию в памяти каждого полного часа работы (без учета времени отсутствия питания) и хранит продолжительность работы за период 27 лет.

Количество отключений питания

Счетчик производит отсчет и регистрацию в памяти количества отключений питания.

Время действия режима отсутствия тока

Счетчик времени производит отсчет и регистрацию каждого полного часа нахождения счетчика в режиме отсутствия тока. Данный режим позволяет обнаружить неправильную схему нагрузки потребителя.

Контрольные функции

Счетчик внутренних сбоев

Данное устройство производит регистрацию в памяти количества случаев перезапуска центрального процессора по причине аварийной работы (сбоев правильной работы микропроцессора).