This page has been robot translated, sorry for typos if any. Original content here.

Dictionary of Architectural Terms

Словарь архитектурных терминов

Dictionary of architectural terms. Erker, Shirinka, Rotunda, Pryloslo, Portico, Portal, Porebrik, Pilaster, Buttress, Column, Capitel, Zakomara, Comb, Garland, Gulbishche, Voluty, Belvedere, Balusters, Balustrade, Atticus, Entablement and others ...

When creating the section, materials were used: "Architectural and Construction Dictionary" by VSPoplavsky and other sources.

A visual guide for those who want to understand architecture (To the next time you could easily distinguish the balustrade from the baluster, we made a simple and understandable guide on the basic architectural terms and forms.)

Entablature (French Entablement, from table - table, board) - the upper horizontal part of the structure, usually lying on the columns , is a constituent element of the classical architectural warrant . The entablature is divided into a bearing part - architrave, on the frieze supported on it and the crowning part - the cornice. The entablature arose on the basis of a wooden beam ceiling and in its forms reflects its structure. [ picture ]

Apsida , apsida (from the Greek Hapsis , genus case h apsidos - vault) - located in the eastern part of the Christian temple altar ledge, semicircular, faceted or rectangular in plan.

Arch (from lat. Arcus - arc, bend) - curvilinear overlapping of an aperture in a wall or space between two supports. Arches first appeared in the architecture of the Ancient East, were widely used in the architecture of ancient Rome. See the creeping arch .

Arcade (from the French Arcade) - a series of arches of the same shape and size, supported by columns or pillars. It is most often used when building open galleries . [ picture ]

Arkatur (from Arkatur) - a series of decorative false arches on the facade of the building or on the inner walls of the premises. Sometimes it looks like a belt, supplemented by columns on brackets ( arkaturno-columnar belt ). [ picture ]

Arkaturno-columnar belt - see the Arkatura .

Architrave - see entablement .

Attic (from the Greek Attikos - attic) - the wall erected above the cornice crowning the architectural structure, the rectangular completion of the portico . [ picture ]

Balustrade (French balustrade) - fencing (usually low) of stairs, terraces, balconies, etc., consisting of a series of curly bars ( balusters ) connected from above by a horizontal beam or handrails. [ picture ]

Balusters - low figured columns (sometimes with carved decor), supporting the railings of balconies, stairs, etc.

The drum is a cylindrical or multi-faceted base of the dome (in Russian architecture of the XVII century sometimes - a decorative bulbous head ), usually cut through the windows. [ picture ]

The Runner is a decorative brickwork in the form of a girdle of triangular basins turned vertically alternately up and down. drawing

Gazebo (Italian Belvedere, lit. - beautiful view) - superstructure above the building, usually round in plan drawing

The flowerpot is a decorative decoration in the form of a vase. Characteristic of baroque and Naryshkin baroque. [ picture ]

Voluta (Latin and Italian Voluta, lit. - curl, spiral) - an architectural motif in the form of a spiral curl with a circle ("eye") in the center. Part of the Ionic capital , is also part of the Corinthian and composite capitals. The form of the volute has various architectural details, characteristic of the Baroque style. [ picture ]

Vosmerik - in the Russian stone and wooden architecture octagonal in terms of construction or part of the structure. Distributed mainly in church architecture. The octagons were usually placed on a quadrangular base (type "octagon on a quadrangle"), less often they complete a cross-like in terms of volume.

The gallery (French galerie, from Italian galleria) is a long covered light room in which one of the longitudinal walls is replaced by columns , pillars or balustrades adjacent to the wall of the building. See the guillotine , the porch .

Garland is an ornamental motif of undulating leaves, flowers, ribbons, etc. Characteristic for baroque. drawing

The wrench is a figured detail in the form of an overturned pyramid made of brick or stone. The weights are suspended on a hidden iron rod in the masonry and support the decorative arches, usually located under the large arch that unites them. Girka was widely used in Russian architecture of the 16th-17th centuries. in the decor of the gate, the doors, the window openings, as well as in the pseudo-Russian eclecticism. [ picture ]

The head , the head - the outer decorative completion of the drum . The heads are helmet-shaped, pear-shaped, bulbous, umbrella, conical, etc. They give the upper part of the architectural structure a characteristic silhouette and great picturesqueness, which is enhanced by the gilding of the coloring, and also the texture of the covering materials (tiles, plowshares, figured iron, etc.).

Crests, scallops - in the architecture of the Naryshkin Baroque, the curly curls that adorned the top of the wall corresponded in form to the torn pediment . [ picture ]

Gulbishche - in the Old Russian architecture, an external gallery that surrounds the building at the level of the podklet's overlapping. They were common in the cult architecture of the 16th-17th centuries, sometimes found in secular buildings. If the gulbische is located in front of the church entrance, it is also called the porch . [ picture ]

Denticles - see crackers .

The melon is a decorative detail in Russian wooden and stone architecture of the 13th - 18th centuries: thickening on pillars, columns, in the casing of windows and door portals . It was used in Old Russian architecture and pseudo-Russian eclecticism. [ picture ]

Zakomara (from dr.v. mosquito - arch) - semicircular or keel-like completion of a section of the wall that closes the adjacent inner cylindrical (box, cross) arch. [ picture ]

Castle stone , castle (castle) - wedge-shaped stone or brick in the top of the arch or arch . Often has ornamental or sculptural treatment. Sometimes it turns into a decorative detail, decorating arches and flat lintels. Characteristic for classicism. [ picture ]

Tightening - a horizontal or inclined beam, pulling together parts of a structure, usually the sides of the arch. [ picture ]

A prong (merlon) is a projection of a fortification wall or a tower designed for defense. In Russian architecture, a tooth of a special form - the "swallowtail" - was often used.

Cornice - see entablement .

Capital - the top of the column or pilasters , the form of which is determined by the warrant . [ picture ]

Kokoshnik - in the Russian church architecture of the XVI-XVII centuries. Semicircular or keeled fake zakomar, which has a decorative purpose. Are located on walls, arches , and also decreasing to the top tiers at the bases of tents and drums of chapters. In the period of the ornamental pattern the windows were also decorated with kokoshniks. drawing .

Belfry is a tower with an open tier for bells. Was put near the temple or included in his composition. In the medieval Russian architecture, pillar-shaped and tent-like bell towers are known along with belfry of the wall and ward type.

Column (French colonne, from Latin columna - pillar) - architecturally processed, circular in cross section vertical support with artistically designed capital and base, the core element of architectural orders . [ picture ]

The buttress (from French contreforce) is a stone, concrete or reinforced concrete transverse wall, a vertical protrusion or rib that strengthens the main supporting structure (mainly the outer wall) and perceives horizontal forces (for example, a rasp from the vaults overlapping the building). Buttresses are also widely used to strengthen the walls during the restoration of architectural monuments. drawing , picture2

Koruna - multi-beam kokoshnik above the window, outlines reminiscent of the crown. [ picture ]

Goblet column - support with smooth expansion in the central part [ figure ]

Dome (Italian cupola - dome, arch, from Latin cupula, diminutive of cupa - barrel) - type of overlap ( vault ), close in shape to the hemisphere.

The swallowtail is a kind of serrated denticle with a bifurcation in the upper part. [ picture ]

Stucco molding - relief decorations (figured and ornamental) on the facades and in the interiors of buildings, usually cast or pressed from plaster, plaster, concrete or other materials. It was especially widely used in baroque and Naryshkin baroque.

The blade is a flat vertical strip protruding on the surface of the building wall. The blade can be a structural thickening of the wall or be of decorative significance, being one of the means of dividing the facades. See also the pilaster . [ picture ]

Mascaron (French mascaron, from Italian mascherone - a large mask) - a decorative relief in the form of a mask depicting (often in a grotesque or fantastic form) a human face or animal's head. Mascarons are placed mainly on locks of arches , window and door openings. Mascarons were used in the architecture of classicism and modernity. picture drawing2

Machiculi (French machicoulis) - hinged loopholes, located in the upper parts of the walls and towers of medieval fortifications. Having lost the defensive value with the development of firearms, machine-guns were used as an element of architectural decor. [ picture ]

Merlon - see the prong

The column set is a column, usually decorative, made up of small carved elements. Widely used in Old Russian architecture, especially in the period of the pattern. pattern picture2 pattern3

Clypeus - decorative framing of the window opening. The term "clypeus" is usually applied to the Russian architecture of the XV-nach. XVIII centuries.

Narthex , the vestibule (late Greek, Narthex , from the Greek narqhx - casket, casket) - the entrance hall , usually adjacent to the western side of the Christian church. Narthex was intended for persons who did not have the right to enter the main room for worshipers.

Nef (French nef, from latin navis - ship) is an elongated room, part of the interior (usually in buildings like a basilica), bounded from one or both longitudinal sides by a row of columns or pillars.

Orders of architectural (from Latin ordo - order) - artistically meaningful combination of bearing and bearable parts.

Bearing parts: a column with a capital , a base, sometimes with a pedestal.
Insignificant: architrave, frieze and cornice, which together constitute an entablature .

A classic order system developed in Ancient Greece. The basic warrants, received the name from the Greek tribes and areas: Doric, Ionic, Corinthian (a kind of Doric order - Tuscan, Corinthian and Ionic - composite). The warrant is the most important element of the architecture of classicism, it was sometimes used in baroque.

The porch is a room in front of the church entrance, which looks like a small gallery .

Pechura is a vaulted depression on the inner side of the fortification wall for the installation of guns. [ picture ]

Pilaster - a flat vertical protrusion on the surface of the wall. From the shoulder blade is different in that it has the same order parts (trunk, capital, base) as the column . [ picture ]

The creeping arch is an arch , whose supports are located on different levels. [ picture ]

Porebrik - a kind of ornamental brickwork, in which one row of bricks is laid at an angle to the outer surface of the wall. picture drawing2

Portal (German Portal, from the Latin porta - entrance, gate) - architecturally designed entrance to the building. For the ancient Russian architecture, perspective portals are characteristic. [ picture ]

The portico (from the Latin porticus) is a characteristic element of buildings built in the style of classicism: a series of columns (sometimes pilasters ) placed in front of the facade of the building, ends with an attic or pediment . drawing

Pridel - in the Orthodox church a small besstolpnaya extension from the south or north side of the facade, or a specially allocated part of the main building, which has an additional altar for individual worship services.

Straight - a section of the wall between two blades or pilasters . In serf architecture - a section of the wall between the two towers. [ picture ]

The torn pediment is a decorative pediment , located above the window, the frame of which is torn in one or several places. A characteristic element of the Naryshkin Baroque. picture drawing2

The shell , rocaille (from French rocaille, lit. - small, crushed stone, shells) - the motif of the ornament in the form of a stylized shell. The shells, located in the kokoshniks , are borrowed from the decor of the Archangel Cathedral of the Kremlin, are characteristic of the Naryshkin Baroque. picture drawing2

Rotunda (Italian rotonda, from Latin rotundus - round) is a centric structure, a construction in general plan (a temple, a mausoleum, a pavilion, a hall), usually crowned with a dome . Rotunda often completes the central part of the building in the style of classicism drawing [ figure ]

Rust, rustic, rustic (from the Latin rusticus - simple, rough) - the decoration of the walls, imitating a large masonry. Animating the plane of the wall with the play of chiaroscuro, the rustle creates the impression of power, the massiveness of the building. When decorating the facade with plaster, rust is imitated by breaking the walls into rectangles and strips. Characteristic for classicism. [ picture ]

The vault is a spatial construction, overlapping or covering of structures having a geometric shape formed by a convex curved surface. Under the load, the vault conveys not only a vertical load to the supports, but also horizontal forces (struts).

Suhariki, dentikuly - ornamental decoration in the form of a series of downward-directed denticles. In the ancient Russian architecture they were called suharikas, with reference to styles of western origin (eg Baroque), the word dentikuly is used. [ picture ]

Timpan (Greek tumpanon ) - triangular field of the pediment ; a deeper part of the wall (niche) of a semi-circular, triangular or ogival outline above a window or door. In the tympanum, sculpture, pictures, emblems, etc. are often placed.

The refectory (from the Greek trapeza - a table, a dish) - a spacious low annex on the western side of the Christian church, which served for divine services in the winter time and the public needs of the parishioners. Characteristic for the Russian architecture of the 17-18 centuries.

The facade (the French facade, from the Italian facciata, from the faccia - the person) is the outer side of the building or structure. Depending on the configuration of the building and its surroundings, the main facade, street facade, side facades, street, yard, park and other facades are distinguished.

Freese (French frise)

  1. in architectural orders, the horizontal horizontal part of the entablature , between the architrave and the cornice; filled with a continuous ribbon of reliefs or left blank; drawing
  2. a continuous strip of decorative, sculptural, pictorial and other images (often of an ornamental character) bordering the top of the walls, the floor of the room, the field of the carpet,

Fronton (French fronton, from Latin frons, frontis - forehead, front part of the wall) - a triangular (rarely lateral) end of the portico , bounded by two ramps along the sides and a cornice at the base. The gable field ( tympanum ) is often decorated with sculpture. Decorative pediments adorn the doors and windows of buildings with a drawing (see also the torn pediment ).

Cherubim - decorative decoration in the form of a child's face, sometimes with wings. Widely used in baroque architecture. [ picture ]

Chetverik - in Russian stone and wooden architecture, a quadrangular in terms of construction or a component of the composition of tent and tiered churches, including in combination with the octagonal part (the "octagon on the quadrangle").

Marquee , tent cover - the completion of the centric buildings (temples, belfries, towers, fenders) in the form of a high tetrahedral, octagonal or polyhedral pyramid. Distributed in the Russian stone architecture from the XVI century. Brick tents were composed of inclined rows or horizontal rows of bricks with a padding, wooden - the crowning with decreasing lengths of the sides. In religious buildings, the tent was usually crowned with an onion head, in civil and military - with a sentinel tower, with a weather vane. [ picture ]

Shirinka is a decorative decoration in the form of a rectangular recess, sometimes decorated with a tile, molding. Characteristic for the style of the uzorochya. Often the buildings were decorated with a belt of widths. drawing

Via vernak.narod.ru

Весна пришла...
Погода +18° Киев
EUR
  • RUB
  • USD
  • EUR
27.2219 -0.39%
Сообщить новость Отправить идею
спецтемы

Словарь архитектурных терминов

Словарь архитектурных терминов

Словарь архитектурных терминов. Эркер, Ширинка, Ротонда, Прясло, Портик, Портал, Поребрик, Пилястра, Контрфорс, Наборная колонка, Капитель, Закомара, Гребень, Гирлянда, Галерея (гульбище), Волюта, Бельведер, Балясины, Балюстрада, Аттик, Антаблемент и другие...

При создании раздела были использованы материалы: "Архитектурно-строительный словарь" В.С.Поплавского и др. источники.

Наглядный гид для тех, кто хочет разбираться в архитектуре (Чтобы в следующий раз вы смогли легко отличить балюстраду от балясины, мы сделали простой и понятный гид по основным архитектурным терминам и формам.)

Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска) - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру. [рисунок]

Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод) – расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане.

Арка (от лат. Arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима. См. ползучая арка.

Аркада (от франц. Arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей. [рисунок]

Аркатура (от нем. Arkatur) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс). [рисунок]

Аркатурно-колончатый пояс – см. Аркатура.

Архитрав - см. антаблемент.

Аттик (от греч. Attikos - аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом, прямоугольное завершение портика. [рисунок]

Балюстрада (франц. balustrade) – ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами. [рисунок]

Балясины – невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д.

Барабан   – цилиндрическое или многоранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда - декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами. [рисунок]

Бегунец - декоративная кирпичная кладка в виде пояска из треугольных впадин, обращенных вершинами попеременно вверх и вниз. рисунок

Бельведер (итал. Belvedere, букв. – прекрасный вид) - надстройка над зданием, обычно круглая в плане рисунок

Вазон - декоративное украшение в виде вазы. Характерно для барокко и нарышкинского барокко. [рисунок]

Волюта (лат. и итал. Voluta, букв. – завиток, спираль) – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко. [рисунок]

Восьмерик – в русском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они завершают крестообразный в плане объем.

Галерея (франц. galerie, от итал. galleria) - длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания. См. гульбище, паперть

Гирлянда - орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т.п. Характерен для барокко. рисунок

Гирька – фигурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов, а также в псевдорусской эклектике. [рисунок]

Глава, главка – наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.). 

Гребни, гребешки - в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки, украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном. [рисунок]

Гульбище – в древнерусской архитектуре наружная галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках. Если гульбище расположено перед входом в церковь, его также называют паперть. [рисунок]

Дентикулы - см. сухарики

Дынька – декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII - XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах. Применялась в древнерусской архитектуре и псевдорусской эклектике. [рисунок]

Закомара (от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод. [рисунок]

Замковый камень, замок (зам`ок) – клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки. Характерен для классицизма. [рисунок]

Затяжка - горизонтальная или наклонная балка, стягивающая части какой-либо конструкции, обычно стороны свода. [рисунок]

Зубец (мерлон) - выступ крепостной стены или башни, предназначенный для обороны. В русской архитектуре часто применялся зубец особой формы - "ласточкин хвост".

Карниз - см. антаблемент.

Капитель - верхняя часть колонны или пилястры, форма которой определяется ордером. [рисунок]

Кокошник – в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав. рисунок В период узорочья кокошниками также украшались окна. рисунок.

Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и  шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного и палатного типа. 

Колонна (франц. colonne, от лат. columna – столб) – архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора с художественно оформленной капителью и базой, стержневой элемент архитектурных ордеров.  [рисунок]

Контрфорс (от франц. contreforce – противодействующая сила) – каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры. рисунок, рисунок2

Коруна - многолучевой кокошник над окном, очертаниями напоминающий корону. [рисунок]

Кубышчатая колонна - опора с плавным расширением в центральной части [рисунок]

Купол (итал. cupola – купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) – вид перекрытия (свода), близкий по форме к полусфере. 

Ласточкин хвост - вид крепостного зубца с раздвоением в верхней части. [рисунок]

Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов. Особенно широко применялась в барокко и нарышкинском барокко.

Лопатка – плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов. См. также пилястра. [рисунок]

Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone – большая маска) – декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов. Маскароны использовались в архитектуре классицизма и модерна. рисунок рисунок2

Машикули (франц. machicoulis) – навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора. [рисунок]

Мерлон - см. зубец

Наборная колонка - столбик, обычно декоративный, составленный из мелких резных элементов. Широко применялся в древнерусском зодчестве, особенно в период узорочья. рисунок рисунок2 рисунок3

Наличник – декоративное обрамление оконного проема. Термин “наличник” применяют обычно к русской архитектуре XV-нач. XVIII вв.

Нартекс, притвор (позднегреч. Narthex, от греч. narqhx - ларчик, шкатулка) – входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

Неф (франц. nef, от лат. navis – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Ордера архитектурные (от лат. ordo - порядок) – художественно осмысленное сочетание несущих и несомых частей.

Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.
Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.

Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный). Ордер - важнейший элемент архитектуры классицизма, иногда использовался и в барокко.

Паперть – помещение перед входом в церковь, имеющее вид небольшой галереи

Печура - сводчатое углубление на внутренней стороне крепостной стены для установки орудий. [рисунок]

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены. От лопатки отличается тем, что имеет те же ордерные части (ствол, капитель, база), что и колонна.  [рисунок]

Ползучая арка - арка, опоры которой расположены на разных уровнях. [рисунок]

Поребрик – вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. рисунок рисунок2

Портал (нем. Portal, от лат. porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание. Для древнерусской архитектуры характерны перспективные порталы. [рисунок]

Портик (от лат. porticus) – характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн (иногда-пилястр), помещенный перед фасадом здания, завершается аттиком или фронтоном. рисунок 

Придел – в православном храме небольшая бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.

Прясло - участок стены между двумя лопатками или пилястрами. В крепостной архитектуре - участок стены между двумя башнями. [рисунок]

Разорванный фронтон - декоративный фронтон, расположенный над окном, обрамление которого разорвано в одном или нескольких местах. Характерный элемент нарышкинского барокко. рисунок рисунок2

Раковина, рокайль (от франц. rocaille, букв. – мелкий, дробленый камень, раковины) - мотив орнамента в виде стилизованной раковины. Раковины, расположенные в кокошниках, заимствованы из декора Архангельского собора Кремля, характерны для нарышкинского барокко. рисунок рисунок2

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) – центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма рисунок [рисунок]

Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – отделка стен, имитирующая крупную кладку. Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустовка создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой руст имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы. Характерен для классицизма. [рисунок]

Свод – пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, передает на опоры не только вертикальную нагрузку, но и горизонтальные усилия (распор). 

Сухарики, дентикулы - декоративное украшение в виде ряда направленных вниз зубчиков. В древнерусской архитектуре назывались сухариками, применительно к стилям западного происхождения (напр., барокко) используют слово дентикулы. [рисунок]

Тимпан (греч. tumpanon) – треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Трапезная (от греч. trapeza – стол, кушанье) - просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая для богослужения в зимнее время и общественных нужд прихожан. Характерны для русской архитектуры 17-18 вв.

Фасад (франц. facade, от итал. facciata, от faccia - лицо) – наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады. 

Фриз (франц. frise)

  1. в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом;  заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым; рисунок
  2. сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – треугольное (реже лучковое) завершение портика, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. рисунок Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий рисунок (см. также разорванный фронтон).

Херувим - декоративное украшение в виде детского лица, иногда с крыльями. Широко применялось в архитектуре барокко. [рисунок]

Четверик – в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью ("восьмерик на четверике").

Шатер, шатровое покрытие – завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. Кирпичные шатры складывались из наклонных рядов или  горизонтальных рядов кирпича с напуском, деревянные - напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданской и военной – дозорной вышкой, флюгером. [рисунок]

Ширинка - декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенная изразцом, лепниной. Характерно для стиля узорочья. Часто здания украшались поясом из ширинок. рисунок

Via vernak.narod.ru

Понравилось? Подпишись на новости RSS!
Вы также можете поддержать shram.kiev.ua, жмите:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом.
Если статья была вам полезна, поддержите нас, нажав "Мне нравится" в любом социальном блоке. Заранее спасибо!
Развернуть/свернуть окно комментариев >>> Развернуть/свернуть окно с комментариями

Комментарии

Комментируя, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, проявляйте уважение и толерантность к своим собеседникам даже в том случае, если Вы не разделяете их мнение, Ваше поведение в условиях свободы высказываний и анонимности, предоставляемых интернетом, меняет не только виртуальный, но и реальный мир. Все комменты скрыты из индекса, спам контролируется.
Загружается...
Кредитка бесплатно с лимитом в 15000 грн.