This page has been robot translated, sorry for typos if any. Original content here.

Secrets of view and science geometry

Секреты зрения и наука геометрия

The visual system is a binocular (stereoscopic) optical system of biological nature that evolved in animals and is able to perceive the electromagnetic radiation of the visible spectrum (light), creating a sense of the position of objects in space. The visual system provides a vision function.

Human vision (visual perception) is a process of psycho-physiological processing of images of objects of the surrounding world, carried out by the visual system, and allows one to obtain an idea of ​​the magnitude, shape (perspective) and color of objects, their relative position and distance between them. According to various sources, from 80% to more than 90% of the information a person receives through vision.

Geometry (from other Greek lands and measure) is a branch of mathematics that studies spatial structures and relationships, as well as their generalizations.

We are used to trusting our eyes and we never ask ourselves why the same object looks bigger close, and in the distance is shallow? Or why do different objects sometimes appear to be the same size? The mechanisms of vision are very complex, but some of its features can already be explained on the basis of geometric representations.

What is the angle of view

Секреты зрения и наука геометрия
The angular size of an object is the angle of view under which the entire object is visible (in this case, the angle of the ABC).

Every object has linear dimensions: length, width and height. But as soon as it falls into our field of vision, it acquires one more dimension - a corner one. Let's see what that means. When we look at an object, through each of its points it is possible to draw from the eye a ray called the ray of sight. It is clear that there will be infinitely many of them. Any two lines of sight form a corner of view. The angle of view under which the object is seen entirely, and it is customary to call the angular dimension of the object. Like every flat angle, it is measured in degrees, minutes, seconds or in radians.

The concept of angular size is used in geometrical optics, geodesy, astronomy. It also occurs in geometry, but here it is customary to speak about the angle of view, under which the given segment is "visible" from this point-the height of the figure, its diameter, and so on.

The angular dimension depends on the choice of the observation point, which is easy to verify by measuring it from two points located at different distances from the object. Depending on the nature of the object, the amount of the angle of view under which it is visible is determined by means of special instruments, for example, a theodolite is used for measurements in the terrain, the sextant is used to determine the height of celestial objects above the horizon.

Секреты зрения и наука геометрия
Measure the height of the luminary with the help of Yakov's staff.

In ancient times, more primitive tools were used for the same purpose. One of them is Yakov's staff, the predecessor of the modern sextant. It was a rod on which the cross-section rake slid; The bar was marked with fissions corresponding to certain angles (they were previously measured by a protractor). The observer brought one end of the staff to the eye, the other pointed toward the measured object and then moved the rack until it at one end "touched" the horizon line, and the other - the celestial object. After that, there was only "to take readings" - to see what division on the rod corresponds to the rake. This handy and simple tool is easy to make by yourself, it is quite suitable for approximate angles measurement in any plane.

Секреты зрения и наука геометрия
The hand is a natural protractor.

Finally, you can estimate the angular size of an object literally with "bare hands". A hand will serve as a protractor, if, of course, you know some corners. For example, the finger of the index finger of the arm stretched out in front of us is seen at an angle of approximately 1 degree, the fist at an angle of 10 degrees, and the gap between the ends of the placed thumb and little finger is at an angle of 22 degrees.

Angular size and distance

The angular size of the object is not constant and depends on the distance of the object from the eye: the further the object, the smaller the angle of view under which it is visible.

Секреты зрения и наука геометрия
One and the same object can visually have different sizes depending on the distance from the eye of the observer.

To understand the cause of this phenomenon, we recall that on the retina of the eye the image of the object is obtained in reverse and reduced. When removing an object, its image on the retina becomes smaller, so it seems to us diminishing. When the distance is reduced, the image, on the contrary, increases and the object seems to increase. In the language of geometry, this means that the magnitude of the angle of view is inversely proportional to the distance to the object.

Секреты зрения и наука геометрия
The image of the object on the retina is obtained by turning upside down (reverse) and decreasing.

This feature of sight helps to understand some of our actions and phenomena around us. Why, for example, to consider the details of a painting hanging on the wall or a small font on the page of a book, one has to approach the canvas closer or bring the text to the eyes. The answer is simple: we need to enlarge the image on the retina, and for this we need to increase the angle of view, which we do, reducing the distance to the object.

Another example. Imagine two parallel lines running parallel to the distance (railroad tracks, the edges of a straight-line highway). They seem "convergent" at one point. The same impression is created by rows of telegraph poles or trees along the road. Vision seems to try to convince us that, contrary to the laws of geometry, parallel lines intersect. But this is only an illusion that arises from the apparent decrease in the distance between the straight lines as they are removed.

From one angle

Often you have to deal with another situation. If we consider objects of the same shape, but of different linear dimensions under the same angle of view, then it seems that their dimensions are equal. This is confirmed by a simple experiment. Line up several matryoshkas by looking at them and look at them from the side of the smallest figure, and then slowly step back, without changing the direction of the look. You will see how the dolls begin to "merge", blocking one another. Finally, when you move a little distance, only one matryoshka will be visible - the one closest to you. If you now move the figures to the sides so that they are all completely visible, then visually the dolls will appear to be the same size.

Секреты зрения и наука геометрия
The geometry of a total solar eclipse.

A similar phenomenon can also be observed in nature. For example, with a total solar eclipse, the lunar disk exactly obscures the solar disk. At this moment, the observer from Earth sees both celestial bodies from one angle. It would be impossible to see such a unique phenomenon if the linear dimensions of the Sun and the Moon, and also the distances from them to the Earth, did not consist in a definite mathematical dependence.

Секреты зрения и наука геометрия
From one angle, the apparent linear dimensions of objects seem to be the same.

From the point of view of geometry, in both cases we are dealing with the similarity of figures, more precisely, with homothety, with a center coinciding with the eye of the observer. Therefore, if two similarly shaped objects are visible under one angle of view, then their linear dimensions differ by the same factor, how many times the distances to objects differ. Thus, the diameters of the Sun and the Moon (D and d) and the distance from these bodies to the Earth (L and l) are related by a simple formula:

Секреты зрения и наука геометрия

We have not disclosed all the secrets of vision. Features of vision, when a person looks with two eyes, an explanation of some visual illusions, the creation of visual effects in architecture and painting.

Candidates of pedagogical sciences Marina YUGUPOVA and Natalia KARPUSHINA via nkj.ru

Секреты зрения и наука геометрия

Секреты зрения и наука геометрия

Зрительная система — бинокулярная (стереоскопическая) оптическая система биологической природы, эволюционно возникшая у животных и способная воспринимать электромагнитное излучение видимого спектра (свет), создавая ощущение положения предметов в пространстве. Зрительная система обеспечивает функцию зрения.

Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. По разным данным, от 80 % до более 90 % информации человек получает с помощью зрения.

Геометрия (от др.-греч. земля и измеряю) — раздел математики, изучающий пространственные структуры и отношения, а также их обобщения.

Мы привыкли доверять своим глазам и никогда не задаёмся вопросом, почему один и тот же объект выглядит крупнее близко, а вдали мелко? Или почему разные по величине предметы иногда кажутся одного размера? Механизмы зрения очень сложны, но некоторые его особенности уже можно объяснить на основе геометрических представлений.

Что такое угол зрения

Секреты зрения и наука геометрия
Угловой размер объекта — это угол зрения, под которым виден весь объект (в данном случае — угол АВС).

Всякий предмет имеет линейные размеры: длину, ширину и высоту. Но как только он попадает в наше поле зрения, то приобретает ещё один размер — угловой. Давайте разберёмся, что это означает. Когда мы смотрим на предмет, то через каждую его точку можно провести от глаза луч, называемый лучом зрения. Понятно, что их будет бесконечно много. Любые два луча зрения образуют угол зрения. Тот угол зрения, под которым предмет виден целиком, и принято называть угловым размером предмета. Как и всякий плоский угол, он измеряется в градусах, минутах, секундах или в радианах.

Понятие углового размера используется в геометрической оптике, геодезии, астрономии. Встречается оно и в геометрии, но здесь принято говорить об угле зрения, под которым из указанной точки «виден» данный отрезок — высота фигуры, её диаметр и пр.

Угловой размер зависит от выбора точки наблюдения, в чём легко убедиться, измерив его из двух точек, расположенных на разном расстоянии от предмета. В зависимости от характера предмета величину угла зрения, под которым он виден, определяют при помощи специальных приборов, например, для измерений на местности используется теодолит, для определения высоты небесных объектов над горизонтом — секстант и т.д.

Секреты зрения и наука геометрия
Измерение высоты светила при помощи посоха Якова.

В древности с той же целью применяли более примитивные инструменты. Один из них — посох Якова, предшественник современного секстанта. Он представлял собой стержень, по которому скользила поперечная рейка; на стержень были нанесены деления, соответствующие некоторым углам (их предварительно измеряли транспортиром). Наблюдатель подносил один конец посоха к глазу, другой направлял в сторону измеряемого предмета и затем перемещал рейку до тех пор, пока она одним концом не «коснётся» линии горизонта, а другим — небесного объекта. После этого оставалось только «снять показания» — посмотреть, какому делению на стержне соответствует рейка. Этот удобный и простой инструмент легко изготовить самому, он вполне годится для примерного измерения углов в любой плоскости.

Секреты зрения и наука геометрия
Рука — природный угломер.

Наконец, оценить угловой размер предмета можно буквально «голыми руками». Угломером послужит кисть руки, если, конечно, знать некоторые углы. Например, ноготь указательного пальца вытянутой перед собой руки мы видим под углом, приблизительно равным 1 град., кулак — под углом 10 град., а промежуток между концами расставленных большого пальца и мизинца — под углом 22 град.

Угловой размер и расстояние

Угловой размер предмета — величина не постоянная и зависит от расстояния предмета от глаза: чем предмет дальше, тем меньше угол зрения, под которым он виден.

Секреты зрения и наука геометрия
Один и тот же предмет визуально может иметь разные размеры в зависимости от удалённости от глаза наблюдателя.

Чтобы понять причину этого явления, вспомним, что на сетчатке глаза изображение предмета получается обратным и уменьшенным. При удалении предмета его изображение на сетчатке становится меньше, поэтому он и кажется нам уменьшающимся. При сокращении расстояния изображение, напротив, увеличивается и предмет кажется увеличивающимся. На языке геометрии это означает, что величина угла зрения обратно пропорциональна расстоянию до предмета.

Секреты зрения и наука геометрия
Изображение предмета на сетчатке глаза получается перевёрнутым вверх ногами (обратным) и уменьшенным.

Такая особенность зрения помогает понять некоторые наши действия и явления вокруг нас. Почему, например, чтобы рассмотреть детали висящей на стене картины или мелкий шрифт на странице книги, приходится подходить к холсту ближе или подносить текст к глазам. Ответ прост: нам необходимо увеличить изображение на сетчатке, а для этого следует увеличить угол зрения, что мы и делаем, уменьшая расстояние до предмета.

Другой пример. Представьте себе две «убегающие» вдаль параллельные линии (железнодорожные рельсы, края прямолинейного шоссе). Они кажутся «сходящимися» в одной точке. Такое же впечатление создают ряды телеграфных столбов или деревьев вдоль дороги. Зрение будто пытается убедить нас в том, что вопреки законам геометрии параллельные прямые пересекаются. Но это лишь иллюзия, которая возникает из-за видимого уменьшения расстояния между прямыми по мере их удаления.

Под одним углом зрения

Часто приходится сталкиваться и с другой ситуацией. Если рассматривать предметы одинаковой формы, но разных линейных размеров под одним и тем же углом зрения, то кажется, что их размеры равны. Это подтверждает простой опыт. Выстройте по росту несколько матрёшек и по-смотрите на них со стороны самой маленькой фигурки, а затем медленно отойдите назад, не изменяя направления взгляда. Вы увидите, как матрёшки начнут «сливаться», загораживая одна другую. Наконец, когда вы отодвинетесь на некоторое расстояние, будет видна только одна матрёшка — ближайшая к вам. Если теперь сместить фигурки в стороны так, чтобы все они были полностью видны, то визуально матрёшки будут казаться одного размера.

Секреты зрения и наука геометрия
Геометрия полного солнечного затмения.

Похожее явление можно наблюдать и в природе. Например, при полном солнечном затмении лунный диск в точности заслоняет солнечный. В этот момент наблюдатель с Земли видит оба небесных тела под одним углом зрения. Увидеть такое уникальное явление было бы невозможно, если бы линейные размеры Солнца и Луны, а также расстояния от них до Земли не состояли в определённой математической зависимости.

Секреты зрения и наука геометрия
Под одним углом зрения видимые линейные размеры предметов кажутся одинаковыми.

С точки зрения геометрии в обоих случаях мы имеем дело с подобием фигур, точнее говоря, с гомотетией, с центром, совпадающим с глазом наблюдателя. Поэтому, если два схожих по форме предмета видны под одним углом зрения, то их линейные размеры отличаются во столько же раз, во сколько раз отличаются расстояния до предметов. Таким образом, диаметры Солнца и Луны (D и d) и расстояния от этих тел до Земли (L и l ) связаны простой формулой:

Секреты зрения и наука геометрия

Мы раскрыли далеко не все секреты зрения. Особенности зрения, когда человек смотрит двумя глазами, объяснение некоторых зрительных иллюзий, создание зрительных эффектов в архитектуре и живописи.

Кандидаты педагогических наук Марина ЕГУПОВА и Наталья КАРПУШИНА via nkj.ru