This page has been robot translated, sorry for typos if any. Original content here.

Mental illness that masquerades as normal

Психические заболевания характера

Mental disorder (mental disorder, mental illness, mental illness; in some authoritative sources, in particular in ICD-10, it is claimed that these are not completely synonyms) - in a broad sense, the state of the psyche is different from normal, healthy. There is a more particular meaning of the term in areas such as jurisprudence, psychiatry, and psychology. Mental disorders should not be taken as manifesting negative aspects of personality or character traits.

Often we attribute extravagant acts to the character of a person. But what if there is more to it? Prominent American psychotherapists Aaron Beck and Arthur Freeman in the book “Cognitive Therapy of Personality Disorders” revealed the secrets of human temperament.

The editors of shram.kiev.ua carefully studied the work of these scientists and prepared for you a guide to 10 character traits that can bring a lot of problems to their owners if you do not keep them under control.

1. Negligence

Психические заболевания характера

In this category, you can safely write down everyone who wants to relax more and work less. Of course, this is an ordinary human desire, but some of us often go too far. For example, if an employee of the company issued several sick leave during the year, took a couple of vacations and countless days off, and at the same time managed to be late, the psychologist would have given him an antisocial personality disorder .

True, for this it is necessary that the following symptoms are also observed:

  • frequent lies that are not motivated by anything;
  • the desire to live at the expense of others;
  • frequent dismissal without further plans for employment, that is, "going nowhere";
  • misappropriation of money for other purposes (I was going to buy food, but bought a new toy for the console)

Time management and rewards will help fight antisociality. It’s enough to write down what kind of present you can make for a particular achievement (for example, live a couple of days according to your plan), and adhere to the schedule for at least a month to make a habit. Even with such violations, psychologists recommend the exercise “Review of Elections”: a problem is written in writing, possible solutions to it and advantages / disadvantages of each are determined. This will help make decisions rationally.

2. Shyness

Психические заболевания характера

Encouraged shyness over time can develop into total alienation and unwillingness to establish connections with the outside world. People who are on the verge of a mental disorder cease to feel strong emotions and try to limit themselves in any contacts, and therefore often choose remote work or other activity that is not connected with communication in any way.

Hypertrophic introversion leads to schizoid personality disorder , which has the following symptoms:

  • indifference to criticism and praise;
  • the absence of close friends or the presence of only one friend;
  • the tendency to dream often and unrealistically;
  • excessive sensitivity, which is impossible or scary to express to others.

There are many ways to prevent the development of the disease. One of the most effective is group activity. Any group will do: drawing, learning a foreign language, yoga or Pilates.

To combat increasing misanthropy, you should use a simple life hack: instead of the phrase “I don’t like people,” say “I don’t like this thing” (character trait, clothing, appearance, habit, or something else). Such an approach will make it possible to form a new attitude: in people, in addition to the bad, there is something good.

3. Procrastination

Психические заболевания характера

Rebels who do not want to obey the rules in society fall into this category. Everything is expressed in putting off the necessary actions for some time. Launched procrastination may well lead to a passive-aggressive personality disorder , which often entails chronic depression.

A little rebellion in a school or university is a completely natural phenomenon, and it is not necessary to look for the sources of the disease in it. The following symptoms can indicate that procrastination is entering a new phase of development:

  • irritability in response to requests to do something not particularly pleasant, but common for most people (for example, wash dishes, clean up after a cat or take out garbage);
  • very slow pace and poor quality;
  • resentment of useful advice from others on how to make work faster and better;
  • unjustified vicious criticism of people who are vested with power.

The complexity of prevention lies in the fact that a person usually believes that he is not guilty of anything. Here the exercise “Review of Elections” already described by us is perfect. A social game is also recommended in which you need to put yourself in the place of other people in order to understand their feelings. Such therapy will stop the progress of procrastination and make the person more sensitive to others.

4. Impulsivity and temper

Психические заболевания характера

A person who does not try to take control of anger runs the risk of earning a borderline personality disorder . One of the typical manifestations of an approaching disease is a sharp and unmotivated change of opinion to a radically opposite one. Say, today you think that fried scrambled eggs have a terrible effect on your stomach, and you hate it, and the day after tomorrow cook it with rapture for breakfast.

Of course, just impulsiveness does not threaten anything. Although it’s worth considering if you have found, along with short temper, the following symptoms:

  • fickle friendships and romantic relationships;
  • frequent thoughtless spending of money (gathered for a coffee maker, and bought a second TV);
  • careless driving on the verge of accidents;
  • a change of mood for no apparent reason and a feeling of chronic boredom.

Excellent prevention - anger management courses and various self-identity training. Self-control with encouragement will be helpful. For example, if you gathered for an ill-fated coffee maker, buy it (without having to bring a half-store with you), and as a reward get a thing that you have long dreamed about.

5. Self-flagellation

Психические заболевания характера

People subject to self-flagellation can easily be called ostriches: at every opportunity, they hide their heads in the sand, trying to hide from problems. In psychology, this is called avoidance personality disorder . In advanced cases, panic attacks, depression and sleep disturbances appear.

Self-criticism in small doses is useful because it pushes us to develop, but in large doses it is frankly dangerous for the mental state. You can sound an alarm if the following is observed:

  • strong and instant resentment of criticism or disapproval;
  • avoidance of new contacts, reaching the point of absurdity (for example, refusal to increase, if it requires communication with new people);
  • exaggeration of potential difficulties, physical dangers or the risk of ordinary actions;
  • restraining oneself in communication with people for fear of saying something wrong.

The effective exercise in this case is the refutation of false predictions. You need to write down your assumptions about any action that needs to be performed. For example: “If I go to an unfamiliar store late in the evening, they will surely rob me,” and then perform this action and record the result. Subsequently, when doubts and negative forebodings arise, it is enough just to open a notebook with notes to make sure that nothing bad will happen.

6. Suspicion

Психические заболевания характера

Each of us is a little paranoid, and that's normal. But some people, in their suspicions, go beyond all conceivable boundaries: hack into pages on social networks, listen to telephone conversations and even hire a private detective. A person whose doubts push such desperate actions may be suffering from a paranoid personality disorder . This violation is accompanied by the following symptoms:

  • unreasonable distrust of the partner;
  • the search for hidden meanings in the ordinary actions of people (for example, a neighbor deliberately slams the door to annoy you);
  • the tendency to consider all but oneself guilty;
  • lack of a sense of humor, inability to see the funny in everyday situations.

A great way to deal with chronic distrust is to make a list of people you know and put pluses in front of their name every time they meet expectations in some way (for example, you were afraid that the guy at the corporate party would forget about your existence, and he paid attention to you all evening ) When the next time there is any suspicion, it will be enough to look at the number of pluses, and distrust will disappear.

7. Helpfulness

Психические заболевания характера

Dependence on loved ones is a hallmark of all mammals and, of course, humans. Relying on others is perfectly normal, but excessive attachment is defined in medicine as a dependent personality disorder . The trait behind which there is a real mental disorder is considered great difficulty or inability to make decisions without the approval of an authoritative person.

In addition, the following symptoms accompany the disease:

  • consent with others, even if they are not right;
  • discomfort in loneliness and the desire to do anything, just not to be alone;
  • committing unpleasant or degrading actions in order to please;
  • baseless obsessive thoughts that all people around are traitors.

8. Emotionality

Психические заболевания характера

Excessive emotionality and sensitivity can be a symptom of a histrionic personality disorder , which in the world is called simply hysteria. The desire to attract attention is natural for a person, until he turns into outbursts of anger and seizures. A distinctive feature is a very emotional speech and at the same time the absence of details in it. For example, to the question “What does your mother look like?” The answer will be something like this: “She was very good.”

Other signs of the disorder:

  • the constant search for support, approval and praise of an authoritative person;
  • the inability to focus on one thing for a long time;
  • superficial, rapidly replacing emotions;
  • intolerance to procrastination with a constant desire to do something.

One great way to resist hysteria is through a timer. You need to set the timer for half an hour or an hour and all this time to do only one thing. With the apparent ease of the exercise, it will not be so simple to perform: it is very difficult for emotional people to sit still. And it’s also difficult for them to set goals, because they usually dream of something beautiful, but vague, so a concrete solution will be to set specific goals: achieve a raise in 2 months, learn how to cook risotto for the New Year, etc.

9. Perfectionism

Психические заболевания характера

Desperate perfectionism is a direct path to obsessive-compulsive personality disorder . The development of the disease is usually due to the fact that society values ​​qualities such as attention to detail, self-discipline, emotional control, reliability, emphasized courtesy, and people are very addicted. Then these wonderful properties turn into a real catastrophe: emotional blockage, dogmatism, psychological inflexibility.

Perfectionists should be alarmed when they discover the following trends:

  • unwillingness to waste time on oneself for fear of becoming unproductive;
  • refusal to throw away unnecessary things with the thought “useful for something”;
  • pathological fear of making a mistake;
  • the desire to do work for others because of the thought that no one else can do it just as well.

Perfectionists find it difficult to sit still because their being requires immediate action, and therefore psychologists recommend everyday meditation. Any form is suitable - from massage to listening to music with my eyes closed. To consolidate success, it is useful to record how many things were done on days without relaxation and on days when it was. This will convince the perfectionist that resting productivity is not a hindrance.

10. Overpriced self-esteem

Психические заболевания характера

Overpriced self-esteem is much better than self-flagellation, although here there are limits. Having felt the charm of self-awareness as an intelligent, handsome and generally the best person, you will not fall into a real narcissistic personality disorder for long.

And from there it’s a stone's throw to depression, feelings of inferiority and other “charms” that people who think they are Napoleons suffer from:

  • latent or overt anger in response to any criticism;
  • using people to achieve their own goals;
  • the expectation of a special relationship to oneself (for example, everyone should skip such a person in the queue, and why - he himself does not know)
  • intense envy and constant dreams of unthinkable wealth.

The main problem of the daffodil is the mismatch between expectations and reality, and hence the side effects: a sense of worthlessness, a frequent change of mood, fear of getting into an awkward position. One of the exercises to combat the disorder is to lower the bar of desires to a real reach. Say, instead of buying a luxury car, you can buy shoes in the nearest shoe store.

Tell us, have you ever encountered a situation when some character trait prevented you or your friends from living normally?

Via adme.ru

Психические заболевания, которые маскируются под обычные черты характера

Психические заболевания характера

Психическое расстройство (ментальное расстройство, психическое заболевание, душевная болезнь; в некоторых авторитетных источниках, в частности в МКБ-10, утверждается, что это не вполне синонимы) — в широком смысле состояние психики, отличное от нормального, здорового. Есть более частное значение этого термина в таких областях, как юриспруденция, психиатрия и психология. Психические расстройства не следует принимать за проявление отрицательных сторон личности или черт характера.

Часто экстравагантные поступки мы списываем на характер человека. А что, если за этим кроется нечто большее? Выдающиеся американские психотерапевты Аарон Бек и Артур Фримен в книге «Когнитивная психотерапия расстройств личности» (Cognitive Therapy of Personality Disorders) раскрыли секреты человеческого темперамента.

Редакция shram.kiev.ua внимательно изучила труд этих ученых и подготовила для вас путеводитель по 10 чертам характера, которые могут принести своим обладателям немало проблем, если не держать их под контролем.

1. Халатность

Психические заболевания характера

В эту категорию смело можно записывать всех, кто стремится побольше отдыхать и поменьше работать. Разумеется, это обыкновенное человеческое желание, однако некоторые из нас частенько перегибают палку. Например, если сотрудник компании за год оформил несколько больничных, взял пару отпусков и бесчисленное количество отгулов, а при всем этом умудрялся еще и опаздывать, психолог бы поставил ему антисоциальное расстройство личности.

Правда, для этого нужно, чтобы наблюдались еще и такие симптомы:

  • частая ложь, которая ничем не мотивирована;
  • стремление жить за чужой счет;
  • частое увольнение без дальнейших планов по трудоустройству, то есть «уход в никуда»;
  • растрата денег не по назначению (собирался купить продукты, а приобрел новую игрушку для приставки)

Бороться с антисоциальностью поможет тайм-менеджмент и награды. Достаточно расписать, какой презент можно себе сделать за то или иное достижение (например, пару дней прожить по составленному плану), и придерживаться расписания хотя бы в течение месяца, чтобы успела выработаться привычка. Еще при таких нарушениях психологи рекомендуют упражнение «Обзор выборов»: письменно ставится проблема, определяются возможные выходы из нее и преимущества / недостатки каждого. Это поможет принимать решения рационально.

2. Стеснительность

Психические заболевания характера

Поощряемая стеснительность со временем может перерасти в тотальное отчуждение и нежелание устанавливать связи с внешним миром. Люди, которые находятся на грани психического расстройства, перестают ощущать сильные эмоции и стараются ограничить себя в любых контактах, а поэтому часто выбирают удаленную работу или другую деятельность, которая никак не связана с коммуникацией.

Гипертрофированная интроверсия приводит к шизоидному расстройству личности, которое имеет такие признаки:

  • безразличие к критике и похвале;
  • отсутствие близких друзей или наличие только одного друга;
  • склонность часто и нереалистично мечтать;
  • чрезмерная чувствительность, которую невозможно или страшно выразить окружающим.

Предотвратить развитие болезни можно разными способами. Один из наиболее действенных — деятельность в группе. Подойдет любой кружок: рисование, изучение иностранного языка, йога или пилатес.

Для борьбы с возрастающей мизантропией стоит воспользоваться простым лайфхаком: вместо фразы «я не люблю людей» говорить «мне не нравится эта вещь» (черта характера, одежда, внешность, привычка или что-то другое). Такой подход позволит сформировать новую установку: в людях помимо плохого есть и нечто хорошее.

3. Прокрастинация

Психические заболевания характера

В эту категорию попадают бунтари, которые не желают подчиняться правилам в обществе. Выражается все в откладывании необходимых действий на когда-нибудь. Запущенная прокрастинация вполне может привести к пассивно-агрессивному расстройству личности, которое часто влечет за собой хроническую депрессию.

Немного бунтарства в школе или университете — явление вполне закономерное, и в нем искать истоки болезни не надо. О том, что прокрастинация переходит в новую фазу развития, могут говорить следующие симптомы:

  • раздражительность в ответ на просьбы сделать что-то не особенно приятное, но обыкновенное для большинства людей (например, вымыть посуду, убрать за кошкой или вынести мусор);
  • очень медленный темп работы и плохое ее качество;
  • обида на полезные советы окружающих о том, как сделать работу быстрее и лучше;
  • необоснованная злобная критика людей, которые наделены властью.

Сложность профилактики заключается в том, что человек обычно считает, что он-то ни в чем не виноват. Здесь отлично подойдет уже описанное нами упражнение «Обзор выборов». Еще рекомендуется социальная игра, в которой нужно ставить себя на место других людей, чтобы понять их чувства. Такая терапия остановит прогресс прокрастинации и сделает человека более чутким по отношению к окружающим.

4. Импульсивность и вспыльчивость

Психические заболевания характера

Человек, который не пытается взять под контроль гнев, рискует заработать пограничное расстройство личности. Одно из типичных проявлений приближающейся болезни — резкая и ничем не мотивированная смена мнений на радикально противоположные. Скажем, сегодня вы считаете, что жареная яичница ужасно влияет на ваш желудок, и ненавидите ее, а послезавтра с упоением готовите ее на завтрак.

Конечно, просто импульсивность ничем не грозит. Хотя задуматься стоит, если вы обнаружили вкупе со вспыльчивостью еще и такие симптомы:

  • непостоянные дружеские и романтические связи;
  • частые бездумные траты денег (собрались за кофеваркой, а купили второй телевизор);
  • неосторожное, на грани аварий вождение;
  • смена настроения без видимых причин и ощущение хронической скуки.

Отличная профилактика — курсы управления гневом и различные тренинги по самоидентичности. Полезным будет самоконтроль с поощрением. Например, если вы собрались за злополучной кофеваркой, купите именно ее (не прихватив с собой при этом полмагазина), а в награду приобретите вещь, о которой давно мечтали.

5. Самобичевание

Психические заболевания характера

Людей, подверженных самобичеванию, спокойно можно назвать страусами: при каждом удобном случае они прячут голову в песок, пытаясь укрыться от проблем. В психологии это называется избегающим расстройством личности. В запущенных случаях появляются панические атаки, депрессия и нарушения сна.

Самокритика в малых дозах полезна, потому что толкает нас на развитие, а вот в больших откровенно опасна для психического состояния. Тревогу бить можно, если наблюдается следующее:

  • сильная и мгновенная обида на критику или неодобрение;
  • избегание новых контактов, доходящее до абсурда (например, отказ от повышения, если оно требует общения с новыми людьми);
  • преувеличение потенциальных трудностей, физических опасностей или риска обыкновенных действий;
  • сдерживание себя в общении с людьми из-за страха сказать что-нибудь не то.

Действенное упражнение в этом случае — опровержение ложных предсказаний. Нужно записать свои предположения по поводу какого-нибудь действия, которое необходимо совершить. Например: «Если я пойду в незнакомый магазин поздно вечером, меня обязательно обворуют», — а потом совершить это действие и записать результат. Впоследствии, когда будут возникать сомнения и негативное предчувствие, достаточно лишь открыть блокнот с записями, чтобы убедиться: ничего страшного не случится.

6. Мнительность

Психические заболевания характера

Каждый из нас немножко параноик, и это нормально. Но некоторые люди в своих подозрениях переходят все мыслимые границы: взламывают странички в соцсетях, прослушивают телефонные разговоры и даже нанимают частного детектива. Человек, которого сомнения толкают на такие отчаянные действия, возможно, страдает параноидным расстройством личности. Это нарушение сопровождается следующими признаками:

  • необоснованное недоверие партнеру;
  • поиск скрытых смыслов в обыкновенных действиях людей (например, сосед нарочно хлопает дверью, чтобы вам досадить);
  • тенденция считать всех, кроме себя, виноватыми;
  • отсутствие чувства юмора, неспособность видеть смешное в бытовых ситуациях.

Отличный способ бороться с хроническим недоверием — завести список знакомых людей и ставить плюсики напротив их имени каждый раз, когда они в чем-то оправдывают ожидания (например, вы боялись, что парень на корпоративе забудет о вашем существовании, а он уделял вам внимание весь вечер). Когда в следующий раз возникнет какое-либо подозрение, достаточно будет взглянуть на количество плюсиков, и недоверие исчезнет.

7. Услужливость

Психические заболевания характера

Зависимость от близких — отличительный признак всех млекопитающих и, конечно же, человека. Полагаться на других совершенно нормально, а вот чрезмерная привязанность определяется в медицине как зависимое расстройство личности. Чертой, за которой кроется настоящее нарушение психики, считается большая трудность или невозможность принимать решения без одобрения авторитетного человека.

Кроме того, заболевание сопровождают следующие симптомы:

  • согласие с окружающими, даже если они не правы;
  • ощущение дискомфорта в одиночестве и стремление сделать что угодно, лишь бы не быть одному;
  • совершение неприятных или унизительных действий с целью понравиться;
  • беспочвенные навязчивые мысли, что все люди вокруг — предатели.

8. Эмоциональность

Психические заболевания характера

Излишняя эмоциональность и чувствительность могут быть симптомом гистрионного расстройства личности, которое в миру называется просто истерией. Стремление привлечь к себе внимание естественно для человека, пока не переходит в вспышки гнева и припадки. Отличительная черта — очень эмоциональная речь и одновременно отсутствие в ней деталей. Например, на вопрос «А как выглядит ваша мама?» ответ последует примерно такой: «Она была очень хорошей».

Другие признаки расстройства:

  • постоянный поиск поддержки, одобрения и похвалы авторитетного человека;
  • невозможность сосредоточиться на одном деле в течение долгого времени;
  • поверхностные, быстро сменяющие друг друга эмоции;
  • нетерпимость к прокрастинации при постоянном желании что-то делать.

Один из отличных способов противостоять истерии — работа по таймеру. Необходимо поставить таймер на полчаса или час и все это время заниматься только одним делом. При кажущейся легкости упражнения выполнить его будет не так-то просто: излишне эмоциональным людям очень трудно усидеть на месте. А еще им трудно ставить цели, потому что мечтают они обычно о чем-то прекрасном, но неопределенном, поэтому замечательным решением будет ставить конкретные цели: достичь повышения через 2 месяца, научиться готовить ризотто к Новому году и т. д.

9. Перфекционизм

Психические заболевания характера

Отчаянный перфекционизм — прямой путь к обсессивно-компульсивному расстройству личности. Развитие заболевания обычно связано с тем, что общество ценит такие качества, как внимание к деталям, самодисциплина, эмоциональный контроль, надежность, подчеркнутая вежливость, и люди сильно увлекаются. Тогда эти замечательные свойства оборачиваются настоящей катастрофой: эмоциональной блокировкой, догматичностью, психологической негибкостью.

Тревожиться перфекционистам стоит, когда они обнаруживают следующие тенденции:

  • нежелание тратить время на себя из-за боязни стать непродуктивным;
  • отказ выбрасывать ненужные вещи с мыслью «для чего-нибудь пригодится»;
  • патологический страх совершить ошибку;
  • стремление делать работу за других из-за мысли, что никто больше не сможет сделать ее так же качественно.

Перфекционистам трудно усидеть на месте, потому что их существо требует немедленной деятельности, а поэтому психологи рекомендуют бытовую медитацию. Подойдут любые формы — от массажа до прослушивания музыки с закрытыми глазами. Чтобы закрепить успех, полезно записывать, сколько дел было совершено в дни без релаксации и в дни, когда она была. Это убедит перфекциониста, что отдых продуктивности не помеха.

10. Завышенная самооценка

Психические заболевания характера

Завышенная самооценка намного лучше самобичевания, хотя и здесь есть свои пределы. Почувствовав прелесть осознания себя как умного, красивого и вообще самого лучшего человека, недолго впасть и в настоящее нарциссическое расстройство личности.

А оттуда рукой подать до депрессий, чувства неполноценности и прочих «прелестей», которыми страдают люди, возомнившие себя наполеонами:

  • скрытый или явный гнев в ответ на любую критику;
  • использование людей для достижения собственных целей;
  • ожидание особого отношения к себе (например, в очереди такого человека все должны пропускать, а почему — он и сам не знает);
  • сильная зависть и постоянные грезы о немыслимом богатстве.

Главная проблема нарцисса — несоответствие ожиданий и реальности, а отсюда и побочные: ощущение никчемности, частая смена настроений, страх попасть в неловкое положение. Одно из упражнений по борьбе с расстройством — снизить планку желаний до реально достижимой. Скажем, вместо покупки шикарного авто можно приобрести туфли в ближайшем магазине обуви.

Расскажите, а вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда какая-то черта характера мешала вам или вашим знакомым нормально жить?

Via adme.ru